1. Разбивка на группы:
§ По интересам
§ По месту жительства
§ По дню рождения (весна, лето, осень, зима)
§ По списку
§ По жребию
§ По рядам
§ По тёзкам (одинаковые имена, имена на одну букву, на одинаковые окончания)
2. Игровые формы заданий:
давать задания "по цепочке" или "кому хочу"
эстафетная палочка, "атака-оборона веером"
"авиапочтой", "самолётиком", "фанты", жеребьёвка
в "ромашке", в хлопушке, в шаре, под чашкой, "на бантике у котика", в гармошке
вариант мушкетёров
3. Способы поощрения
§ Активных -
· Отметить в фотогазете
· вымпелом,
· в радиогазете,
· составление рифмованных загадок, шарад, разгадка которых содержит в себе или задание для активистов, или (в конце дела) имя победителей
§ Неуверенных -
· Выдать фотомедали,
· самодельные сувениры,
· благодарности в дневниках,
· молнии с дружескими (похвальными) шаржами,
· включение в следующее дело
· посвятить им концертный номер на линейке, посвятить им "оду", песню, танец.
· дать право встать у знамени, похвалить перед строем
О методике организаторской деятельности:
A. Деятельность - это система действий и операций, направленных на достижение конкретных дел и целей. От организатора требуется:
· вырабатывать у ребят потребность делать дело
· учить дело делать
B. Любое дело начинается с подготовки учителя, т.к. он "тянет", организует все текущие моменты дела. Потом начинается подготовка класса. Причём классному руководителю нужно продумать несколько дел и придумать несколько идей для увлечения класса (должен быть резерв идей).
C. Стадия коллективного планирования:
· Группы класса обдумывают варианты дела
· Варианты обсуждаются, и выбирается дело
· Составляется проект дела и выбирается Совет дела (Смотри "Планирование КТД" в "Положении о возрождении детской организации")
Примерные первые дела землятской дружины:
1. Смотр на лучший землятский отряд. В ребячьих группах уже есть "уголки отрядов" с названиями, с девизами, с обозначением поручений. Провести линейку знакомства-представления. На ней каждый отряд чётко строится, , чеканно называет своё имя и девиз. Возможно , добавит маленькое приветствие. Подавший себя особенно эффектно отряд признать лучшим. В существующей газете выделить рубрику для вестей дружины, куда вывешивать "Молнию" с указанием победителей.
2. Оборудовать место для сборов дружины - актовый зал. Конкурс на лучшее оформление своего места на сборах в зале. Каждый отряд готовит из бумаги нарядные листья, цветы, грибочки, зайчиков или цыплят (кто что), перед сбором - веселое состязание: отряды (кто быстрее, аккуратнее и наряднее прикрепит) украшают панели зала - каждый в отведённом для них месте. Итоги состязания (у кого быстрее, уютнее и красивее оформлено) - в "Молнию".
3. Трудовой десант - конкурс на самый чистый кабинет, на самые чистые парты в класах и панели около них. (Обыкновенный ОПТ, но преподнесённый, как соревнование на Главную Чистюлю в начальной школе). Объявить в игровой форме. Напустить старшеклассников-почтальонов-курьеров (из дежурных) на отряды с "Важными-преважными пакетами" с заданиями.
4. Проявившему себя первым в трёх делах подряд отряду выдать вымпел на торжественной линейке. С этим переходящим вымпелом отряд ходит на сборы. Занимает почётное место у знамени. Линейки - не более 10 минут. Сборы - 20-30 минут. (Учёт возрастных особенностей…) К вымпелу - подчёркнуто уважительное отношение взрослых. Вручает (желательно) директор.
5. "Мы в город изумрудный идём дорогой трудной…" (составлено по Интернет-материалам, адаптированным к конкретному приёму в "землята" учащихся моего класса)
Организатор попытался "привязать" прохождение по станциям в этом конкурсе-празднике к знакомству со знаменем землят (в каждой школе оно - своё, но повторюсь, что оно видится зелёно-голубым, как наша планета).
Мудрый Страшила (координатор) на пути в Изумрудный город, где хранится Знамя Дружины, проводит детей каждого отряда по станциям:
Волшебные Звуки, где отряду надлежит спеть в муз\кабинете,
Сказочные Краски, где в кабинете изо детям предложат нарисовать что-либо хорошее, доброе, земное ,
Удалец-Молодец, где отряд проходит занимательную мини-эстафету в спортзале,
Лабиринт Гингемы - один из кабинетов, где дети разгадывают головоломки, ребусы, анаграммы, шарады итп,
Поляна Виллины - библиотека, где проводится мини-викторина по сказкам,
Застава Смелого Льва, где отряды рассказывают о ПДД, ОБЖ,
Большой Босс - приёмная директора (или Заколдованный Замок), где отряды должны продемонстрировать знание имён-отчеств директора, завуча, координатора, библиотекаря, повара , других учителей итд,
Школа Железного Дровосека - один из кабинетов, где дети демонстрируют природоведческие познания или трудовые навыки,
Справочная Служба Элли и Тотошки - один из кабинетов, где отряды должны похвалиться навыками культурного общения, знанием вежливых слов и санитарно-гигиенических правил…
Еще станции могут предложить учителя: условием вступления в землята поставившие успешную учёбу детей, они на своих станциях проводят или мини-отчёты звеньев, или стихотворный монтаж о школе, или викторины Почемучек …
Заключительным этапом дела становится сбор в актовом зале, где кратко, но торжественно, под музыку (хорошо бы и барабанщиков!) познакомить со знаменем, объявить о приёме в землята всех, прошедших сегодня испытания, ребят и хором проскандировать правила землят, как бы произнося торжественное обещание.
Объявить следующим праздником - приём в землята новых членов дружины и какое-нибудь новое дело, например, празднование нового года и Праздник песни и строя ко Дню защитников Отечества.
Потом бы - пирог (булочки) с чаем в столовой… (К этому дню желательно заказать значки землят по количеству принимаемых - уточнить у учителей, торжественно выдать, но, как и "изумрудные очки", уходя из школы, сдавать на хранение командирам отрядов. Вряд ли мы напасёмся значков, отдав их на руки.).
Подготовка к меропрятию - ознакомительное чтение или рассказывание сказки Волкова "Волшебник Изумрудного города".
6. Новогодние конкурсы - от лучших поделок, до лучших костюмов и новогодних инсценировок - на усмотрение координатора и классных руководителей.
7. Праздник песни и строя - в добрых старых традициях: марширование строевым шагом с речёвкой, песней. Тематика - патриотическая. (Юные лётчики, юные танкисты, юные десантники и.т.д… Желательно - минимум из имитирующих форму атрибутов: пояса, погончики, пилотки)
Ханмагомедова А.М.