Подготовка к олимпиадам в начальной школе
МАТЕМАТИКА
1)
I вариант 1. Как на чашечных весах уравновесить груз в 47 г с помощью набора из пяти камешков: 1 г, 3 г, 9 г, 27 г, 81 г? разрешается класть камешки на обе чашки весов 2. В коробке белые, красные и чёрные шарики - всего 20 шариков. Белых шариков в 6 раз больше, чем чёрных. Красных шариков меньше, чем белых. Сколько красных шариков в коробке? 3. Какой цифрой оканчивается произведение 13*14*15*16*17? 4. На прямой отметили 4 точки. Сколько всего получилось отрезков, концами которых являются эти точки?
II вариант 1. Счётчик автомобиля показывал 12921 км. Через 2 часа счётчик показывал число, которое читалось одинаково в обоих направлениях. С какой скоростью ехал автомобиль? 2. Масса 5 одинаковых яблок и 3 одинаковых груш такая же, как и масса 4 таких же яблок и 4 таких же груш. Что легче: яблоко или груша? 3. В квартирах №1, №2, №3 жили три котёнка: белый, чёрный и рыжий. В квартирах №1 и №2 жил не чёрный котёнок. Белый котёнок жил не в квартире №1. В какой квартире жил каждый котёнок? 4. Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков.
2)
1. От пристани одновременно в одном направлении отчалили пароход и катер со скоростями соответственно 24 км\ч и 15 км\ч. Через 4 часа пароход сел на мель. Снявшись через некоторое время с мели, он догнал катер через час. Сколько времени простоял пароход на мели? 2. (6400:8-328:2*3)*700-192000:8 3. Что больше - половина половины 20 или четверть четверти 80? 4. Незнайка начертил три прямых линии. На каждой из них отметил 3 точки. Всего Незнайка отметил 6 точек. Покажи, как он это сделал. 5. Турист проходит 6 километров за 1 час. Сколько метров он проходит за 1 минуту? 6. Используя 6 раз цифру 2, знаки действия и скобки, напишите выражение, значение которого равно 100. 7. Какое число обозначает каждая буква, если известно, что: Т = 0:4 К = А*3 О = К+А А = 280:7 Т+О+Ч+К+А = 350 8. На трёх участках высадили 57000 кустов: на первом 12900 кустов, на втором в 4 раза больше, чем на третьем. На каждом квадратном метре высадили по три куста. Какую площадь занимает второй участок? 9. У изгороди, длиной в 20 м и не имеющей поворотов, столб от столба стоят на расстоянии 2-х метров. Сколько всего столбов? 10. Школьная команда выиграла в три раза больше игр, чем проиграла. Четыре команды закончились вничью. Всего было проведено 28 игр. В скольких играх команда одержала победу? Дополнительно: Может ли человек прожить миллион дней? Докажите математическими расчётами. РУССКИЙ ЯЗЫК
1)
1. Диктант Ягоды из-под снега. Кусты и деревья сбросили листья. Трава засохла. Осенние ветры и дожди поломали её увядшие стебли. В полях, на лугах и в лесу земля выглядит лишённой жизни. Но это только так кажется. Многие знакомые нам растения сохраняют и зимой под снегом листья зелёными. Вот кустик брусники. Её плотные зелёные листья свежи и зимой. А вот у черники листьев нет. Но это растение всю зиму сохраняет живую ярко-зелёную окраску своих ветвей. На лесном болоте под снегом зимуют ягоды клюквы. Говорят, что перезимовавшие ягоды слаще новых. Разберите первое предложение по членам предложения и по частям речи. В каждом предложении (начиная со второго) определите падеж имён существительных. 2. Как одним словом сказать: шапка из меха (какая?), котлеты из мяса (какие?)? запишите эти слова и разберите их по составу. 3. От слов город, завод, осень, зима, золото, серебро с помощью суффиксов -ск-, -н-, -ист- образуйте однокоренные слова, обозначающие признаки предметов, разберите их по составу и составьте предложение с одним из них. 4. Выпиши проверочные слова: побелит, белоснежный, белая, белила, побелка, белизна, белить. 5. Напишите противоположные по смыслу слова к данным: дешёвый, сытый, горячий, молчать. 6. Напишите 4 слова из 4 букв с окончанием -ль. Сделайте звуко-буквенный анализ одного из этих слов. 7. Определите, какой частью речи являются выделенные слова: На то и печь, чтобы в ней печь. Стою на нашем берегу, покой границы берегу. 8. Из букв слова "картофель" составьте новые слова. (Чем больше, тем лучше) 2) 1. Запиши под диктовку. Расставь ударение в словарных словах: (Диктовка) Айсберг, бумеранг, вундеркинд, знаменатель, интернат, квитанция, серпантин, бифштекс, президентский, колбасный. Разбери предложение по частям речи, членам предложения, установи связь слов в предложении (либо выпиши словосочетания с вопросами, установи связь): Последние лучи солнца осторожно трогали вершины деревьев. 2. Тест: Имя прилагательное - часть речи, которая обозначает _____________ и отвечает на вопросы _______________________________________________.
В предложениях прилагательные связаны с ___________________________.
Имя прилагательное изменяется по родам в единственном числе: М.р. Вопрос _____________ Окончание _____________ Ж.р. Вопрос _____________ Окончание _____________ Ср.р. Вопрос _____________ Окончание _____ ________ Глагол - часть речи, которая обозначает _______________________ и отвечает на вопросы _________________________________________.
Глагол изменяется по временам: ______________, _______________, _____________: Время____________ вопрос ______________ Время____________ вопрос ______________ Время____________ вопрос ______________ Прочитай слова, подчеркни глаголы, определи время: Гудит, гудок, делать, дело, зазвенела, писал, солнце, молчание, бежал, приехал, крик. Имя существительное - это ___________________________, которая обозначает _______________и отвечает на вопросы ___________________.
Имена сущ-ные изменяются по _______________________________________.
Запиши слова в два столбика. Разбери их по составу: Травка, когти, вороны, ягодка, домик, зубки, пенал, валенки, моря, кружки, аист, молоко, леса, шум. __________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ 3. Составь предложения по схемам к теме "Весна" (схемы подобраны учителем, даны на доске). 4. Сделать фонетический разбор слова ехать: Е - [ ] - _______________________________ Х - [ ] - _______________________________ А - [ ] - _______________________________ Т - [ ] - _______________________________ Ь - [ ] - _______________________________ Букв ______________ Звуков ______________ 5. Прочитай текст, расставляя, где нужно, знаки препинания. Укажи время глагола. Любишь ли ты бродить по лесу я люблю прийти в лес рано утром хорошо тихонько ходить по лесным тропкам и слушать лесное пение ты любишь слушать пение птиц мне очень нравится наш русский лес. 6. Допиши четыре предложения к тексту (по теме, по смыслу текста). Разбери их по членам предложения. Наступила весна. С юга потянуло тёплым ветром. На землю лёг густой серый туман. Полились воды. С грохотом трещали и лопались на реке льдины. _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 7. Поставь данные словосочетания в указанном падеже: Трудная дорога (р.п.) - _________________________________________ Раздольная степь (т.п.) - _______________________________________ Любимая игра (д.п.) - _________________________________________ Классный журнал (п.п.) - _______________________________________ Новая игрушка (в.п.) - _________________________________________ 8. Подбери антонимы к словам: Добрый - __________________ Блестящий -________________ Лёгкие - ___________________ Густой -___________________ Чёрное - ___________________ Крупный - __________________ 9. Найди ошибки в тексте, расставь знаки препинания. Слова с ошибками выпиши и объясни (на отдельном листе, проставив номер задания). Очень интерестное зрелище - поединок гремучех змей. Противники сблежаются с высоко поднятыми головами раскачиваются расходятся ползут вместе, зеркально повторяя движения друг друга. Они переплетают и расплетают гипкие шеи, расходяться. Финал этого странного танца всегда оденаков. Змеи внезапно сплитаются, и одна из них летит на писок. Победитель прижимает противника к земле а потом гордо удаляится. А проигравшей боец уползает подальше. (Пропущенные запятые вставьте прямо в тексте.) 10. Подбери синонимы: Правдивый - ___________________ Прилежный - __________________ Робкий - ________________ 11. Допиши ноту "до", добавив по букве в каждую следующую клеточку, так, чтобы получились имена существительные в именительном падеже единственного числа:До До + 1 пустая клеточка До + 2 пустых клеточки До + 3 -\\- До + 4 -\\- До + 5 -\\- 12. Соедини гласные с согласными (согласные с гласными) и прочитай шутку В.В.Маяковского. КНГ - ИА КНГ - ИОЙ МЗГМ - ОАИ ДВГ - ИАЙ 13. Восстановить смысловые связи в тексте. Составить текст по следующему плану, выбирая предложения в определённой последовательности (предложения пронумеруй): i) Журавль на прошлогоднем жнивье. ii) Причины внезапного изменения поведения журавлей. iii) Нападение орла. iv) Защита от хищника. v) Отступление орла. vi) Поведение журавля после схватки с орлом. Итак, какой должна быть последовательность в тексте? Журавль и орёл. Журавль легко вскочил на ноги и продолжал спокойно кормиться. На прошлогоднем овсяном жнивье расхаживал и кормился журавль. Как будто журавля подбил кто-то. Вдруг журавль поджал ноги и опустился на землю. Потом он быстро перевернулся на спину с полусогнутыми ногами. У самой добычи орёл выставил когти, но журавль вытянул ноги вверх и быстро замахал ими. Но журавля не подбили, на него сверху летел орёл. Орёл испугался, злобно заклекотал, взмыл вверх и полетел к лесу. Потом он исчез из виду. 14. Напиши (на отдельном листе, указав номер задания) мини-сочинение, выбрав тему из данного списка: Весенний день Откуда пришли фамилии Что означает моё имя О чём чирикал воробей Моя семья Волшебные узоры на окнах Мой самый лучший друг Если я волшебник Если я президент Волшебная сила книг 15. Прочитай и запиши зашифрованные слова: Смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, пи100лет, 40а, 7я, 100н, 100п. ____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
Подготовка к предметным олимпиадам в 4 классе Костёнковской СОШ
|