Копилка учителя начальных классов
Среда, 22.11.2017, 08:36
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои файлы [14]

Поиск

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 40

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Файлы » Мои файлы

    Планеты Солнечной системы
    16.06.2010, 21:05

     

    ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА – РОЛЕВОЙ ИГРЫ

    «ОБЛЁТ ПЛАНЕТ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ» «Школа России». «Окружающий мир». 4 класс. 1 четверть. 3 (или4) урок.

     

    ТЕМА УРОКА: Планеты Солнечной системы  

    (ТИП УРОКА: Обобщениеи систематизация уже изученного. Закрепление.)

     

    ФОРМИРУЕМЫЕ И РАЗВИВАЕМЫЕ ПОНЯТИЯ: Солнце – звезда, планета Земля, её положение в Солнечной системе. Солнечная система, её состав.

     

     ЦЕЛЬ - формирование  УУД (универсальных учебных действий): Регулятивных, познавательных и коммуникативных.

    ЗАДАЧИ УРОКА – обучающие, развивающие, воспитательные, коррекционные:  

     

    - обнаружить, расширить и закрепить ЗУНы, полученные в процессе традиционного изучения темы «Планеты Солнечной системы»;
     
    - закрепить знания и произносительные навыки терминологии по теме «Планеты Солнечной Системы», расширять активный словарь учащихся;

    - дать понять детям, что знания, которые они получили на предыдущем уроке по теме, ещё отрывочны и неглубоки, убедить учащихся  в необходимости привести  знания в систему,  расширить область познавательного интереса;

    - формировать навыки обобщения и систематизации знаний: учить детей пользоваться планом и сравнивать изучаемые объекты по плану; 

    - создать на уроке ситуацию, способствующую развитию умения следить за ходом общего разговора, участвовать в общем деле, дружно работать в команде,   оказывать друг другу помощь и принимать её;

    - развивать у учащихся творческое понимание процесса обучения, стремиться вызвать у них ощущение радости от совместной работы;

    - закреплять умение учащихся работать со сравнительными  таблицами и интерактивной доской.  
     

    МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:  

    1. Организация работы в микрогруппах.

    2. Использование приёмов социо-игровой педагогики:

    а. деление на группы по гендерному признаку, присвоение названия командам путем случайного выбора конверта с фрагментами разрезанной открытки и распределение ролей в группе путем голосования;  

    б. собирание фразы из  фрагментов (задание развивает внимание, умение строить слова и словосочетания );

    в. составление модели Солнечной системы (задание способствует запоминанию порядка следования планет в Солнечной системе, учит применению мнемонических приемов для облегчения запоминания);

    г. обучение умению сравнивать величины,

    д. обучение умению работать по плану;

    е. организация интерактивной проверки знаний с использованием заданий с выборочным ответом. 
     
     
     
    ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
     
     
    - Презентация : «Солнечная система»,  
    минутный фрагмент фильма «Сравнительные размеры планетСолнечной системы»,
    таблицы: «Солнечная система», «Относительные размеры Солнцаи планет»
     
    - Флеш-анимационное задание электронного тренажёра по курсу «Окружающий мир» (из электронного инновационного учебно-методического комплекса «Начальная школа» А. Ф. Малышевского, Г. И. Ловецкого:

    см. демо-приложение к ИУМК на 4 стр., 4 часть,

    задание № 11 – расположение планет по порядку, 

    задание № 6 – расположение планет по размеру)

    · Конверты с фрагментами картинок «Ракета» и «Луноход».
    · Буквы трёх цветов: ПЫЛЕНТА, СОЙЛОНЕНЧ СИМЕСЫТ  (для составления слов: ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ)

    · Готовые таблички с названиями команд на подставках

    · 10 карточек (2 комплекта по 5) с пятью фамилиями членов одной из двух команд – для голосования при выборе Капитана. 

    · По два конверта с карточками с изображением Солнца ипланет Солнечной системы, где

    а) планеты нужно расположить по их орбитам

    б) планеты нужно разместить по их массе

    · Две полоски с фразой-подсказкой для размещения планет по порядку:

    Планеты Нетрудно Упомнить Самому Юному Малышу, Зная Венеру и Меркурий.

    · Наборы карточек с таблицами, где даны вопросы, и куда нужно внести ответы для проверки усвоения знаний.

    · Планы (маршрутные листы) обобщения темы в таблицах

    -  Памятка о правилах ролевой игры: что делают навигаторы, а что – капитаны.

     

    ХОД УРОКА:

     

    Орг\часть.

     

    - Дома вы, как я просила, уже рассмотрели схему Солнечной Системы. Это вам очень пригодится сегодня. Потому что вместо работы с учебником мы сегодня, сейчас, двумя экипажами, с экстренной научной экспедицией отправляемся в космическое путешествие. 
    (Что такое "экстренная", кто знает? Правильно, неожиданная, не дающая возможности доделать то, что не успели выполнить загодя, например, вчерашнее  домашнее задание J …)
     
    Ø Класс делится учителем на 2 команды – 5 мальчиков и 5девочек.

    Первое, что должны сделать команды, – это определить тему урока.

    Для этого каждая команда получает карточки с буквами, изкоторых ребята должны сложить слова. Эти слова и есть тема урока.

    Буквы трёх цветов: ПЫЛЕНТА, СОЙЛОНЕНЧ СИМЕСЫТ .

    Слова: ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

     

    - Вот в ОБЛЁТ ПЛАНЕТ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ мы и отправимся.

    Чтобы нам легче было общаться, дадим  командам «космические» позывные.

    Соберите из фрагментов картинку и по полученному изображению узнайте имя своей команды.
     

    Каждая команда получает конверт, собирает свой символ иустанавливает его у себя на столе. Название команд: РАКЕТА и ЛУНОХОД.

    - Как понимаете эти слова? (в случае затруднения поясняю сама:

    РАКЕТА – готовый к взлёту космический корабль с многоступенчатымтопливным отсеком,
    ЛУНОХОД – компактный космический аппарат, исследующий поверхность Луны.)

     

    1. Фронтальная работа «Подготовка к полёту»:
     
    - Проверка  домашнего задания: разъяснение названия Солнечной системы,  обобщение и уточнение её состава  
     (с использованием словарика из «Рабочей тетради» и таблицы «Солнечная Система»).
     
    - Перед тем как отправиться в полёт, вспомним, что мы знаем о Солнечной системе. Вам сегодня пригодятся все уже полученные знания. Ваша задача - обобщить их, систематизировать, то есть выстроить в нужном вам порядке.
     
     
    Беседа по вопросам:
     

    1).Что такое Солнечная система?

    (Дети отвечают, как запомнили,  я записываю  лучшее определение на доске, затем дети читают это определение)

    2). Назовите планеты Солнечной системы.

    (Дети отвечают, я записываю ответы на доске, вразброс)

     

    Показ презентации.
    Дети «цепочкой» читают тексты слайдов – названия и краткую характеристику планет (вразброс),  рассматривают  их изображения в презентации.  Прошу детей дополнять краткую характеристику планет.

     

    2. Групповая работа. «Облёт Солнечной системы»
     
    Объяснения правил игры. Распределение ролей. Работа в микрогруппах
     
    - А теперь вам надлежит грамотно провести свои экипажи по Солнечной системе до её пределов и сравнить планеты по величине.
    И облетать планеты мы будем не «как попало», это мы лишь так их вспоминали, а по порядку их расположения в системе, начиная от Солнца, а потом - по их величине.
     

    В каждой команде есть капитан и дежурные навигаторы,   посменно ведущие корабль. 

    У команды  есть бортжурнал, куда  записывают маршруты и результаты исследований. В бортжурнале две таблицы.
     

    Таблица № 1 – покажет уровень вашей космической подготовки.

    По ней  команды пройдут тест-контроль на готовность к полёту – продемонстрируют знания о важных объектах Солнечной системы – о звезде Солнце и о планете Земля.
     

    Таблица № 2 – покажет  ваши маршруты.

    Первый маршрут - от Солнца до пределов Солнечной системы, состановками на планетах  в порядке удаления их от Солнца.

    Второй маршрут вы проложите от самой маленькой планеты – до самой большой.
     

    У команд будут

    А). схема Солнечной системы и планеты-фишки, которые нужно расставить по ней в заданном порядке (показываю)

    Б). лист исследования величин планет и к нему тоже планеты-фишки (показываю)
     

    Каждый навигатор в свою смену может внести в маршрут только одну планету, то есть «ходы» делаете по очереди. Можно пользоваться Подсказкой– Секретной шифровкой первых астронавтов (показываю).

     

    Распределим роли:

     

    Каждая команда тайным голосованием избирает КАПИТАНА.

    Вам выданы пять листочков с вашими именами, своё вы из скромности зачёркиваете. А  среди оставшихся в списке отмечаете любым значком  только одно имя вашего товарища, которого вылично готовы признать Капитаном.

    Подсчитываете, кто набрал больше всех голосов – этот Капитан и представит работу команды всему классу у интерактивной доски.

    Остальные – это дружные НАВИГАТОРЫ, которые будут прокладывать курс и следить, чтобы корабль не сбился с пути.

     

    Ребята, получив конверты с заданиями, работают в микрогруппах:

     

    ---  Солнце – ближайшая к нам звезда.

    В микрогруппах дети «цепочкой» готовят описание Солнца по плану.  

    a. форма Солнца

    б. диаметр Солнца по сравнению с диаметром Земли

    в. масса Солнца по сравнению с массой Земли

    г. температура в недрах Солнца, температура на поверхностиСолнца

    д. расстояние от Земли до Солнца

     

    Данные

     

    1.  Звезда Солнце:

    2.   Планета Земля:

     

    а.

    форма

     

     

    б.

    размеры (диаметр)

     

     

    в.

    масса

     

     

    г.

    температуры

     

     

    д.

    место в Солнечной системе

     

     

    расстояние между ними

     

     

     

    --- Планета Земля.

    (Второй столбик таблицы заполняется по аналогичному плану,как в предыдущем пункте)

    a. форма Земли

    б. диаметр Земли

    в. масса Земли

    г. самая высокая и самая низкая температура на поверхностиЗемли

    д.  расстояние отЗемли до Солнца
     
    Далее Капитаны описывают Солнце вслух, зачитывая или пересказывая (выбор за ними, но приветствуется пересказ) данные таблиц. 
    Оба по очереди проводят физминутки с обеими командами – до  «облёта планет» и после.

     

    Космические  маршруты.

    №1
     
    9 мелких карточек с планетами нужно разложить по порядку насоответствующие орбиты.

    Может такое случиться, что навигатор сомневается в своих знаниях,  тогда он может воспользоваться Подсказкой – «Секретной шифровкой первых астронавтов»: Планеты НетрудноУпомнить Самому Юному Малышу, Зная Венеру и Меркурий.

     
    № 2
     
     
    Маршрут № 1 - Планеты в порядке удаления от Солнца

    Маршрут № 2 - Планеты в порядке возрастания их размеров

    1.

    1.

    2.

    2.

    3.

    3.

    4.

    4.

    5.

    5.

    6.

    6.

    7.

    7.

    8.

    8.

    9.

    9.

     

    Напоминаю, что навигаторы по очереди демонстрируют знания о планетах Солнечной системы, по очереди называя их, выкладывая на схему и записывая данные в таблицах.

     

    3. Отчёт групп повыполнению заданий.  

    Далее Капитаны на интерактивной доске  показывают, как команды справились с заданиями.

    Здесь может быть вариант выхода к интерактивной доске всех участников команды, которых по череди вызывает Капитан.

     

    4. Подведение итогов обсуждения темы.

    При необходимости (если допущены ошибки) - предъявление учащимся текстов и действий, содержащих весь объем информации, подлежащих осмыслению и запоминанию. Оценивание команд

     

    Ø Подведение итогов урока: 

    1. Тема урока? ( Планеты Солнечной системы).

    2. Задача урока? (Обобщить знания по теме).

    3. Способы работы? (Проверка домашнего задания, работа с материалами презентации, сюжетно-ролевая  игра, соревнование по группам, интерактивное обобщение)

    4. Режимы работы. ( фронтальный, групповой и индивидуальный)

    5. Что усвоили на уроке?

    6. Какая команда была дружнее?

    7. Что больше всего понравилось?

    8. Какие получили оценки?

     

    Ø Домашнее задание:

    стр. 9-11 учебника, практическое задание № 1 на стр. 15 учебника.

    Подготовить  пересказ текста о  планетах Солнечной Системы.

     Примечание

    Данный урок был разработан для 4 класса из 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек с разным уровнем успеваемости, здоровья и интеллектуального развития) в сельской СОШ .

    Дети с интересом отнеслись к игре, дружно в ней участвовали, соблюдая правила и учительские указания в ходе урока, справились с заданиями хорошо (с незначительными единичными ошибками) и  на интерактивной доске точно и верно расположили по флеш-схеме Солнечной системы все изображения изученных планет.  

    Я всё ещё осваиваю развивающее обучение,  нечасто применяя сюжетно-ролевые игры в сочетании с работой учащихся в группах и с использованием ИКТ. Поэтому разработка, которую я здесь представляю, несовершенна.   

    Она будет изменяться, дорабатываться и улучшаться.  Надеюсь, что я  успешно освою нелёгкое, но важное мастерство составления игровых технологий из отдельных игр и элементов, так как это – «забота каждого учителя начальной школы» :)
    Спасибо за внимание.
     
     
    Ханмагомедова Ася Михайловна, учитель 4 класса Костёнковской СОШ.

    http://docs.google.com/leaf?id=0B6Y3Kq5p--HzNGQ2ZTk1YjQtNmRjZi00ZmJhLWFkMDQtOTk1MTM0ODExYjk4&hl=ru  (папка с материалами к разработке)

     
    При просмотре прошу оставлять отзывы с замечаниями по данной разработке. Спасибо.

     

    Категория: Мои файлы | Добавил: repnikova | Теги: открытый урок, интерактивная доска, 4 класс, окружающий мир, ИКТ, сюжетно-ролевая игра, начальная школа, работа в группах
    Просмотров: 12380 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.9/8
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2017