Обучение на подготовительных занятиях проводится раз-два в неделю на 2-х 30-минутных занятиях по:
· Подготовке к обучению грамоте и развитию речи
· Развитию элементарных математических представлений
На каждом из занятий проводятся практические пятиминутки по ознакомлению с окружающим.
Перемена между занятиями - 10 минут.
Содержание занятий опирается на программные требования к воспитанникам подготовительной группы детского сада по следующим направлениям:
1. Ознакомление с окружающим
Расширять представления детей о родной стране, крае, городе, о труде людей; дать представления о школе и правилах поведения учащихся в ней детей.
Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.
Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране.
Будущий первоклассник должен иметь представление
· о своей стране, крае, городе (название, природа, труд людей...),
· о всенародных праздниках, о профессиях родителей,
· о школе, об армии и милиции, о транспорте, о библиотеке, о больнице, о почте, о магазинах и т.д., о правилах поведения
· о взаимосвязи живой и неживой природы
· о временах года, о растительном и животном мире, его охране
2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.
Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.
Учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трёхсложные слова с открытыми слогами.
Совершенствовать умение согласовывать части речи в соответствии с грамматическим строем родного языка.
Дать первоначальные представления о предложении.
Развивать умения детей образовывать однокоренные слова, составлять словосочетания и распространённые предложения.
Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.
Совершенствовать умение составлять рассказы.
Будущий первоклассник должен уметь
· составлять предложения из 3-4 слов, членить простые предложения на слова, членить слова на слоги
· находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове
· уметь отвечать на вопросы, строя сложные предложения разных видов
· составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из опыта
· заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть
3. Развитие элементарных математических представлений
Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке.
Познакомить с цифрами 0-9.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда.
Учить на наглядной основе составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание.
Дать первоначальные представления о величине (ширина, длина, высота) предметов и о геометрических фигурах (многоугольники)
Учить детей ориентироваться на листе бумаги. Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.)
Будущий первоклассник должен знать
· состав чисел первого десятка
· как получить каждое число первого десятка (N + или - 1)
· цифры 0-9 и знаки +, - , =
· название текущего месяца и последовательность дней недели
уметь
· называть числа в прямом и обратном порядке
· соотносить цифру и число предметов
· составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь знаками арифметических действий
· измерять длину предметов с помощью условной меры
· ориентироваться на листе клетчатой бумаги
Дети также продолжают совершенствовать свои умения в минутках изобразительной деятельности, ручного труда и физкультурных минутках, развивая моторику мелкой мускулатуры кистей рук и координацию движений, выполняя игровые и учебные задания на основных подготовительных занятиях.
Будущий первоклассник должен уметь
· уметь свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования
· лепить разными способами небольшие фигурные группы из 2-3 фигур, передавая пропорции и динамику
· делать разметку по шаблону и вырезать геометрические фигуры
· составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных форм, владеть основными приёмами выполнения аппликации
· выполнять физические упражнения из разных позиций чётко, ритмично, в заданном темпе, по словесной инструкции
Ханмагомедова А.М. Для будущих первоклассников Костёнковской СОШ