Копилка учителя начальных классов
Суббота, 20.04.2024, 01:04
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои файлы [14]

Поиск

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 40

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Файлы » Мои файлы

    "Поле Куликово"
    17.03.2010, 16:22

    Разделы «Патриотическое воспитание» и
    «Защита Отечества в духовной жизни нашего народа»

    Темы: «Русь богатырская», «Поле славы – поле Куликово»
     

    Цели:
    в рамках системы межпредметных связей и опережающего обучения познакомить учащихся с выдающимися событиями в героическом прошлом нашего народа;
    воздействовать на сознание и чувства детей с помощью художественного слова, музыки и живописи, воспитывая у них чувство уважения к истории Родины, понимание и почитание духовных традиций нашего народа.
    (Нагл-образн методы: показ - демонстрация, рассказ, беседа, эл. театрализации)
     

    Оборудование во время подготовительного периода и на самом уроке:

    1) Отрывки из «Рассказов русских летописей», «Повести о нашествии Батыя на Рязань», «Повести о погибели русской земли», «Повести о Мамаевом побоище», «Задонщины», "Былин"

    2) Стихи Блока, Васильева, Евтушенко, Леонова, Рождественского
    3) Выставка-стенд, папки-раскладушки, альбомы по темам:

    a. Древняя Киевская Русь.
    Репродукции:

    Икона «Богоматерь Оранта»
    Храмы: Покров на Нерли, Софийский собор в Киеве, Золотые ворота во Владимире
    Живопись: Васнецов «Богатыри», «Баян» (урок Изо)
    Открытки с иллюстрациями к былинам, выполненные мастерами Палеха
    Музыка:
    - А.П. Бородин "Богатырская симфония " (фрагменты)
    - М.И. Глинка "Руслан и Людмила" (увертюра из оперы, ария Руслана "О, поле, поле…", песня Баяна и др.)
    Кинофильмы:
    "Илья Муромец", « Царевна – лягушка», «Руслан и Людмила", мультфильмы о былинных героях

    b. Куликовская битва
    Репродукции:
    Андрей Рублёв. Икона "Троица"
    Живопись:
    Авилов "Поединок Пересвета с Челубеем" (1943),
    "На поле Куликовом"
    Бубнов А. "Утро на Куликовом поле"
    Илья Глазунов. Цикл картин "Задонщина" (набор открыток) и др.
    Открытки с иллюстрациями к былинам, выполненные мастерами Палеха
    Музыка: народная песня о татарским полоне (не найдена, только текст).
    Римский-Корсаков "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (исп. фрагмент "Сеча при Керженце")
    Шапорин Ю. Симфония-кантата "На поле Куликовом"

    4) Компьютер, интерактивная доска и мультипроектор.

     
    Подготовка:

    Ø Чтение рассказов из книжки О. Тихомирова «На поле Куликовом», изд. «Малыш», 1980, «Былин», Знакомство с материалами, посвящёнными Куликовской битве в детских журналах (в т.ч. "Юный Техник") за 1980 год (к 600-летию)
    Ø Просмотр фильма-сказки «Царевна-лягушка» (фрагменты х\ф «Илья Муромец», фрагменты х\ф «Руслан и Людмила»)
    Ø Рассматривание на переменах и после уроков подготовленных папок-раскладушек, альбомов, стендов по теме
    Ø Слушание на уроках чтения, изо, «Введение в историю» отрывков из вышеуказанных литературных и музыкальных произведений по теме
    Ø Рассматривание выставки репродукций с картин Васнецова (на уроке изо) по теме (аналогично – других художников)
    Ø Помощь родителей в подготовке занятия: разучивание с детьми стихотворений, чтение вышеуказанной литературы из библиотеки.

    Примерный план проведения занятия «Поле Куликово» в 4 классе:

    I. Вступление
    (Негромко – музыкальный 2-минутный отрывок из «Богатырской симфонии» Бородина)
    Есть у каждого народа бессмертные даты и памятные места, где в грохоте и штурмах истории решались его судьбы, строилось его будущее. И хоть исторические эти события находятся где-то в толще веков, а порою и тысячелетий, народы помнят о них, чтут их как яркие героические вспышки, озаряющие жизнь последующих поколений.
    Именно таким событием была Куликовская битва, 630 - летие которой мы отмечаем в этом году.
    II. Рассказ о борьбе русского народа против татаро-монгольских завоевателей.
    1) Нашествие

    ( Иллюстрация: И. Глазунов «Штурм города»

    Отрывок из «Сказания о нашествии Едыгея»:
    "…В то время, видите. Страшная была година: люди метались и кричали, и великое пламя гремело, к небу вздымаясь. И город окружили полки беззаконных иноплеменников…И поганые жестоко пленяли христиан: тех посекали, тех в полон вели…")
    [Летописные отрывки здесь и далее зачитывают, а стихотворения рассказывают сами учащиеся.]

    Около 800 лет назад на Русь обрушились несметные полчища кочевников. Сначала их вёл на русские города Чингисхан, потом – хан Батый. Страшное бедствие принесло татаро-монгольское нашествие. Города и селения были разграблены, некоторые разрушены до основания. Тысячи людей погибли в сражениях, тысячи женщин, стариков и детей кочевники беспощадно вырезали, многих угнали в рабство. Замечательные памятники культуры, создававшиеся веками, были варварски разрушены.

    2) "Горе великое"
    (Иллюстрация: И. Глазунов «Детство Андрея Рублёва»
    Отрывок из «Московской летописи»:
    "…И было тогда по всей Русской земле всем горе великое и плач неутешный, и рыданье, и крик… ибо всё возбудилось и всё смутилось, ибо многие напасти и убытки людям сотворились – и большим, и меньшим, и ближним, и дальним…")
     

    Чтение учителем наизусть стихотворения Р. Рождественского «Стихи о хане Батые»:
    ***
    А всё-таки ошибся старикан!
    Не рассчитал всего впервые в жизни.
    Великий хан. Победоносный хан.
    Такой мудрец и – надо же! – ошибся…
    Текла, ревя и радуясь, орда.
    Её от крови било и качало.
    Разбросано горели города,
    И не хватало стрел в тугих колчанах.
    Белели трупы недругов босых.
    Распахивал огонь любые двери.
    Дразнил мороз. Смешил чужой язык.
    И сабли от работы не ржавели.
    И пахло дымом, потом и навозом.
    Всё, что ещё могло гореть, спалив,
    К тяжёлым пропылившимся повозкам
    Пришельцы гнали пленников своих.
    Они добычею в пути менялись.
    И, сутолоку в лагерь привнося,
    Всех ставили к колёсам. И смеялись:
    «Смерть!» - если ты был выше колеса.
    У воина рука не задрожит,
    Великий хан всё обусловил чётко…
    Везло лишь детям. Оставались жить
    Славянские мальчишки и девчонки.
    Возвышенные. Как на образах.
    Что происходит, понимали слабо…
    Но ненависть в заплаканных глазах
    Уже тогда – недетская – пылала!
    Они молчали. Ветер утихал.
    Звенел над головами рыжий полдень…
    И всё-таки ошибся мудрый хан!
    Ошибся хан. И ничего не понял!
    Они ещё построятся в полки!
    Уже грядёт, уже маячит битва!..
    Колёса были слишком высоки.
    А дети подрастают очень быстро.

    3) Под игом.
     
    Краткая перекличка имён и событий: Рязань – Коловрат – Козельск…
    (2х - минутный музыкальный отрывок из симфонии-кантаты Ю. Шапорина «На поле Куликовом»)
    Более 100 лет изнывал народ под тяжким игом, не мирился, восставал, копил силы.… И без того Русь платила дань татарской Золотой орде, так ещё каждый очередной претендент на ордынский престол грозил разорением оставшимся русским городам. Вот новый жаждущий единоличной власти над всеми княжествами хан – Мамай – двинулся на покорённые земли – наказывать строптивый русский народ за неповиновение.
    (Иллюстрация: И. Глазунов «Мамай»
    Отрывок из «Летописи о Куликовской битве»:
    "…Окаянный же Мамай возгордился, возомнив себя царём, начал злой совет собирать, темных своих князей созывать и сказал им:
    «Пойдём на русского князя и на всю землю Русскую, как ещё при Батые было. Христианство попалим, разорим… »")

    4) Накануне. Русь собирает силы.
    (Иллюстрация: И. Глазунов «Портрет князя московского Дмитрия Ивановича»)
    Князь московский Дмитрий Иванович разослал гонцов во все города и веси Русской земли, собирая войско на борьбу против надвигающихся полчищ. Русь выставила против 100 – тысячного войска 24 тысячи ратников тяжеловооружённой пехоты городских полков и крестьян-добровольцев и 12 тысяч конных витязей.

    (В. Васнецов «Богатыри»)

    На Куликово поле пришли лучшие воины Европы – русские витязи кованной рати – тяжеловооружённые конники в прочных латах из булатной стали на доспешных конях. Им предстояло выдержать натиск втрое превосходящих сил противника, выстоять под смертоносным дождём трёх миллионов ордынских стрел (в колчане каждого ордынца было по 30 стрел)…
    Каждый русский витязь в совершенстве владел приёмами метательного и рукопашного боя, привычно чувствовал себя в тяжёлых латах – ведь военному делу его учили с трёхлетнего возраста! Знаменитый засадный полк состоял именно из таких богатырей-профессионалов.
     

    Чтение наизусть учащимися отрывка из стихотворения Е. Евтушенко «Непрядва»:
    ***
    Перед битвой ночь, быть может,
    Слишком поздний даст урок.
    Что так поздно вас тревожит,
    Князь Димитрий и Боброк?
    …Вдруг подъехали три тени
    К двум коням в слепой ночи.
    Только звякали сквозь темень
    Харалужные мечи.
    «Кто такие?» – огорошен,
    Князь спросил, зрачки кругля.
    «Мы? Добрыня и Алёша
    Да из Мурома Илья.
    Где тут будут бить Мамая?»
    Улыбнулся князь вприщур:
    «В полк засадный принимаю.
    Только чур – не чересчур!»
    И сказал Илья, как старший:
    «В том полку – не благодать.
    Нам бы чарку. Мы устамши.
    Но раз надо – будем ждать …»
    …Обмотав холстом подковы,
    Знали три богатыря,
    Что над полем Куликовым –
    Человечества заря.
     

    Утром 8 сентября 1380 года на Куликовом поле выстроились два войска…
     
    5) Битва
    (На доске – красочная схема битвы из учебника истории.
    Интерактивная доска и мультипроектор: И. Глазунов «Задонщина» - сопровождение последующего краткого изложения хода битвы)
    Ø Поединок Пересвета с Темир-Мурзой (Челубеем).
    Бой начался около11 часов утра поединком ордынского великана Челубея с русским витязем – монахом Пересветом. После чего Сторожевой полк Семёна Мелика рассеял и большей частью уничтожил лёгкую конницу передового отряда ордынцев, но, наткнувшись на главные силы противника, отошёл, присоединившись к полкам Правой и Левой руки.
     
    Ø Враги одолевают...
    (Из «сказания о Мамаевом побоище:
    "…Поганые же начали одолевать, христианские же полки поредели – уже мало христиан, а всюду поганые…")
    Правый, Большой и Передовой полки успешно отражали натиск ордынцев. Но полку Левой руки приходилось тяжело. Здесь сражался сам князь Дмитрий Иванович. Мамай бросил сюда все резервы… Ордынцы теснили русские полки, Мамай уже торжествовал победу…
    Ø Засадный полк
    ("…Сыны же русские в полку его плакали горько, видя друзей своих, побиваемых погаными, непрестанно они туда порывались, словно были на свадьбу званы… Волынец же удерживал их…")

    Чтение наизусть учащимися стихотворения С. Орлова «Монолог воина с поля Куликова»:
    ***
    …Стою в полку засадном –
    Вольный воин, как терний сильный.
    Сотоварищи мои рядом,
    Только нету ещё России.
    Нет России с песней державной,
    С моря синя до моря синя.
    Ни тесовой, ни златоглавой.
    Нет ещё на земле России.
    Как Мамая орда качнётся,
    Как мы ляжем костьми на поле, -
    Так Россия с нас и начнётся
    И вовек не кончится боле!…

    Казалось, силы русских воинов ослабевают. Однако в бой вступили пешие ратники резерва. И в тот же момент сзади на ордынцев обрушился Засадный полк. Теперь противник, уже лишившийся многих воинов, оказался будто между молотом и наковальней – его с трёх сторон уничтожали русские ратники и витязи. Этого ордынцы не выдержали и бросились бежать.

     
    Ø Победа
    ( "…И повернулись поганые, и показали спины, и побежали.Сыны же русские… гнали, рубя, их, как лес посекая. Как трава под косой постилается, так их головы у русских сынов под конскими копытами. Поганые же на бегу кричали: «Увы нам! Честной наш царь Мамай! Вознёс ты себя высоко – и вот до ада сошёл!…"
    Финал симфонии–кантаты Ю. Шапорина «На поле Куликовом»)
    Одновременно тяжеловооружённый полк Правой руки перешёл в наступление, рассеяв вражеских конников. Теперь русские окружили главные силы Мамая, разгромили их и гнали, уничтожая, почти 50 километров. Сам Мамай бежал, бросив войско и весь свой огромный обоз.
    Победа на Куликовом поле была полной. Князь Дмитрий получил имя – Донской. Русь почувствовала себя способной накопить силы для решительного избавления от ордынского ига.
    6) После побоища считали потери, хоронили погибших товарищей.
    ( И. Глазунов «Верный конь»

    Отрывки из «Задонщины»:
    "…И в то время по Рязанской земле, около Дона, ни пахари, ни пастухи не перекликаются, но только неустанно вороны грают над трупами человеческими, страшно и печально было это слышать, поскольку трава кровью полита была, а деревья к земле с горем преклонились…
    ….Страшно и печально, брате, в то время было видеть, что лежат трупы христианские, как стога сена у Дона великого, а Дон-река три дня кровью текла…")

    III. Заключение
    Возвращалась с поля Куликова русская армия. Победив не числом – духом народным, воинской доблестью. Только через 100 лет удалось стряхнуть ненавистное иго, но уже в этой битве Русь смогла обрести уверенность в своих силах.
    ( И. Глазунов «Возвращение»
    Финал «Богатырской симфонии Бородина»
    "…Возвращались … с победою великою, одолев воинственных, победив врагов своих. И многие воины возрадовались…")

    Предложить детям для свободного рассмотрения подготовленные альбомы и папки-раскладушки, стенд по теме, выставку книг и журналов с рассказами о Куликовской битве.

    Задание: рассказать дома о том, что узнали сегодня на уроке, подготовить пересказ параграфа из учебника.
    Ханмагомедова А.М.,  учитель Костёнковской СОШ
     
    http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=929&ob_no=16536&oll.ob_no_to=
    Категория: Мои файлы | Добавил: repnikova | Теги: начальная школа, история, внеклассная работа, классный час, 4 класс, классному руководителю, патриотическое воспитание
    Просмотров: 5299 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/6
    Всего комментариев: 1
    1 Гость  
    0
    Всем привет!

    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024