Копилка учителя начальных классов
Среда, 22.11.2017, 08:36
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои файлы [14]

Поиск

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 40

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » Файлы » Мои файлы

    "Праздник ремесленников на городской площади"
    15.03.2010, 18:50

    Открытый урок изо в 4 классе «Праздник ремесленников на городской площади»


    Подготовительная работа, межпредметные связи и опережающее обучение:

     
    1.           на уроках по курсу «окружающий мир» проводятся беседы о ремёслах и жизни ремесленников в период раннего и позднего средневековья и нового времени,

     
    2.          просмотр художественного фильма «Город мастеров»,
     
    3.          из детских работ отбираются силуэты ремесленников и городских зданий, гербов с предыдущего урока изо,
     
    4.           для вводного ознакомления на уроках и во внеурочное время детям предлагается (в сжатом и доступном виде) материал по истории средних веков для 6 класса и общие первоначальные сведения о ремеслах и соответствующих инструментах из курса «технология» для 6 класса
     
    5.          слова ведущих и стихотв. монтажа розданы учащимся

     
     
    Материалы:

    1/ Аннотация (в презентации «Мультимедийные средства обучения в начальной школе»)
    (для учителей пояснительная записка с примерами об использовании мультимедийных средств обучения на уроках в рамках программы внедрения информационных технологии в шк. процесс)

    2/ Примерный конспект
    Тема урока: Праздник цехов ремесленников на городской площади
     
     1)Познакомить учащихся с художественными образцами европейского искусства – витражами Рижской Гильдии ремесленников и с разнообразием средневековых ремёсел, отражённых на старинных гербах, отметить красоту всякого настоящего мастерства.

    2)Продолжать учить передавать увиденные на витражах цвета с помощью восковых мелков, гуаши, композиционно распределять силуэты на панно и аккуратно выполнять аппликацию.


    3)Воспитывать уважение к труду и к представителям самых разных профессий.

    Оборудование: папка с необходимыми принадлежностями к уроку изо, фартучки и стилизованные «средневековые» воротнички-накидки для учащихся, 2 презентации – ознакомительная, с использованием фотографий  витражей Рижской Гильдии, и проверочно-игровая,  с загадками, фрагмент фильма «Город мастеров», фрагмент средневековой музыки, выполненные детьми на предыдущем уроке заготовки для коллективного панно -  силуэты средневековых зданий, гербы и фигурки ремесленников, куклы, изготовленные на предыдущих уроках и используемые сейчас  для заключительной инсценировки стихотворения «Чем пахнут ремёсла»  ….



    Примерный ход урока:



    1. Сегодня на уроке изо мы попробуем представить себе праздничный день в средневековом городе.
    (Сообщаю цель урока, все дальнейшие слова произносят ведущие – «глашатаи» и чтецы)

    1 Глашатай:


    - Внимание-внимание!Сегодня на городской площади славного Города Мастеров состоится праздник ремёсел. Приглашаем всех  желающих! На празднике мы будем славить людей труда.



    Великая радость – работа!


    В полях, за станком, за столом!


    Работай до жаркого пота,


    Работай без лишнего счёта –


    Всё счастье земли – за трудом!


     


    Мир и радость вам, живущие,


    Всем, кто воздвигает кров,


    Сеет хлеб, пасёт коров,


    Бережёт сады цветущие!


     


    Мир и радость вам, живущие,


    Чьим трудом земля живёт,


    Людям всем, без чьих забот


    В мире тьма была бы тьмущая!


     


    МИР И РАДОСТЬ ВАМ, ЖИВУЩИЕ!


    (монтаж по стихотворению  В.Брюсова и К.Кулиева, 3 учащихся)



    - В те далёкие времена праздник ремесленников проводился на городской площади перед ратушей и выглядел, как парад цеховых мастеров, ярмарка и народные гуляния одновременно.


    С утра глашатай оповещал город о предстоящем празднестве, и горожане облачались в нарядные одежды, лентами, шарфами, плащами подчёркивая свою принадлежность к какому-либо ремесленному цеху. 


     


    (Дети надевают  фартуки  и символические оплечья на тонких разноцветных лентах)


     

    - На торжественное собрание  являлись все старейшие и уважаемые мастера. У каждого ремесленного цеха был и свой герб, на котором изображались не только основные изделия мастеров цеха, но и самые важные инструменты для данного ремесла: пила или топорик, молот или мастерок, ножницы или циркуль…


     

    (Проверка готовности детей к уроку: всё ли нужное есть на партах.


    Отобранные с прошлого урока вырезанные силуэты зданий,


    фигурок мастеров-ремесленников  и гуляющих горожан,


    восковые мелки, клеёнки, кисти, краски, баночки с водой,


    салфетки, ножницы, альбомная и цветная бумага, клей…)

     


    2 Глашатай:


    - Смотрите-смотрите и не говорите, что не видели: сегодня на торжественном городском собрании будут представлены славные гербы мастеров-ремесленников!


     

    2. - Обратите внимание на важность мастеров, пышность их одежд и горделивость гербов. Изображений мы увидим немало, потому что и профессий было много, но надо постараться запомнить отличительные особенности на гербах разных ремесленных цехов, это нам пригодится в работе.


     


    Презентация № 1 "Праздник ремёсел

     


    – И вот нарядные горожане торопятся на площадь, занимают отведённые им места, выкладывают на прилавках свои изделия, выставляют напоказ свои инструменты – вот-вот начнётся их праздник труда! Люди приветствуют друг друга и раскланиваются.


     


    (Отрывок из фильма«Город мастеров»)

     


    1 Глашатай:


    - Спешите- спешите и не говорите, что вы не успели – занимайте места на площади славного города мастеров!


     


    Физминутка №1:


    Поклонились, потянулись, вправо-влево повернулись


    Наклонились – руки ввысь, и ещё раз наклонись!


    Повернулись-повернулись, и друг другу улыбнулись. J

     


    3. Самостоятельная  работа учащихся


    - Вот сейчас  мы и украсим подготовленные на прошлом уроке силуэты зданий, фигурки горожан-ремесленников и разместим их на нашем коллективном панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади»


    (Самостоятельная работа детей по украшению фигурок восковыми мелками  и гуашью,  размещение – аппликацией – их на панно  )

     


      4. Игровой момент.


    Глашатай:


    - Вставайте-вставайте! И не говорите, что вас не приглашали! Всем – в весёлый хоровод!

     

    Физминутка № 2


    (Хоровод с текстом, элементы которого заимствованы из средневекового фольклора J) 

     

    Пошёл дракон по лесу, по лесу, по лесу,


    Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу:


    «Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,


    И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,


    И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,


    И весело потопаем, потопаем, потопаем…»

     


    5. Загадки о ремёслах


    2 Глашатай:


    - Угадывайте-угадывайте и не сомневайтесь, что отгадаете!  Вы отлично знаете эти профессии  и гербы с изображением нужных инструментов.


     


    - Места на праздничной площади обычно занимали согласно договорённости между мастерами, украшали свой торговый ряд атрибутами ремесла:

     

    пекари вывешивали  вывеску с кренделями,


    сапожники – с изображением сапога или туфельки,


    портные – ножниц,  мебельщики – стульев,


    маляры – кистей, а кузнецы – молота и наковальни…

     

    Угадайте ремесленника по его описанию и  гербу:


     


    Презентация № 2 «Отгадай загадку - угадай герб».

     


    (Украшение раскрашенными гербами силуэтов зданий на панно)

     


    1 Глашатай:


    - Любуйтесь-любуйтесь! И не забывайте о хороших отметках за хорошую работу!


     (Оценивание готового панно  и вклада каждого учащегося в его создание)

     

    6. -  Ну и какой же праздник без кукольного представления?


     


    (Куклы «рассказывают» \монтаж для 5 уч-ся\  стихотворение Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла»)

     

    У каждого дела


    Запах особый:


    В булочной пахнет


    Тестом и сдобой.


     


    Мимо столярной


    Идёшь мастерской, -


    Стружкою пахнет


    И свежей доской.


     


    Пахнет маляр


    Скипидаром и краской.


    Пахнет стекольщик


    Оконной замазкой.


     


    Куртка шофёра


    Пахнет бензином.


    Блуза рабочего -


    Маслом машинным.


     


    Пахнет кондитер


    Орехом мускатным.


    Доктор в халате-


    Лекарством приятным.


     


    Рыхлой землёю,


    Полем и лугом


    Пахнет крестьянин,


    Идущий за плугом.


     


    Рыбой и морем


    Пахнет рыбак.


    Только безделье


    Не пахнет никак.


     


    Сколько ни душится


    Лодырь богатый,


    Очень неважно


    Он пахнет, ребята!


     

    Конец урока.


    Домашнее задание:


    подготовиться к индивидуальному изображению праздника гуашью на альбомной бумаге



    Как продолжение темы об уважаемых с давних пор ремёслах не только в Европе, но и повсюду,  в том числе и в России, на следующем уроке можно использовать  стихотворение


    Прадеды


    Кем был твой прадед на Руси –


    Свою фамилию спроси.


    Есть в каждом классе Кузнецов.


    Кто прадед Кузнецова?


    Он был из рода кузнецов,


    Отец отца отцова.


    У Гончарова прадед знал


    Гончарный круг и глину.


    У Дегтярёва – дёготь гнал,


    В дегтярне горбил спину.


    Быть может, юный Столяров


    И с долотом не сладит,


    А прадед был из мастеров,


    Он столяром был, прадед.


    С пилою Пильщиков дружил,


    Мял Кожемякин кожи.


    В атаки Воинов ходил,


    Стрельцов сражался тоже.


    Звучат, как музыка, как стих,


    Фамилии простые.


    Вглядись – и ты увидишь в них


    Историю России.


    https://docs.google.com/leaf?id=0B6Y3Kq5p--HzZDkyNjU1NjktZTQwOC00MjQ2LWE0MTQtZWNhYTFiMmM4NjRj&hl=ru&pli=1
    Урок подготовила и провела Ханмагомедова А. М. , учитель Костёнковской СОШ. Фотографии 1-4 Т.Д. Смирновой
    Категория: Мои файлы | Добавил: repnikova | Теги: начальная школа, открытый урок, 4 класс, презентации powerpoint, изо
    Просмотров: 6756 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.8/5
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2017